Лошадь-тяжеловоз – настоящий труженик, способный выдерживать самые интенсивные физические нагрузки. Во всём — от внешнего облика до поведения — она демонстрирует степенность и неспешность.
Впрочем, характеристика советской, бельгийской, французской и других пород тяжеловесов всё же не столь однозначна в их определении.
Красивые крупные животные легко справляются и с перевозкой грузов, и с пахотными работами на полях, и с преодолением препятствий. Их исполинский рост, выраженная мускулатура, массивное тело выглядят весьма впечатляюще.
Происхождение
Фото:
Впервые понятие «лошадь-тяжеловоз» появилось много столетий назад, в эпоху Средневековья, когда была особенно сильна потребность в выведении коней, способных нести на себе воинов в тяжёлых латах.
Именно они принимали участие в рыцарских турнирах и походах, и блестяще справлялись с этой важнейшей задачей.
Кроме того, прекрасные и сильные животные, именуемые в те времена «дестриэ», сопровождали своих владельцев в походах и были им хорошими спутниками в перемещении на большие расстояния.
Какой средний вес у коня был в те времена? Предки современных тяжеловозов достигали массы в 800–1000 кг при росте до 200 см. Конечно, лошадь с такими габаритами не была способна успешно маневрировать или с лёгкостью брать барьеры.
Кроме того, под нагрузкой дестриэ быстро утомлялись, и не могли обеспечить длительное движение вперёд так же успешно, как их более лёгкие «коллеги».
Современными потомками средневековых дестриэ считаются многие породы лошадей. Самые известные из них – бельгийские брабансоны, французские першероны и шайры, используемые в Великобритании.
Именно английской породе тяжеловозов и принадлежит рекорд по массе и росту особи. Жеребец породы шайр, родившийся в далёком 1846 году, как зафиксировано, имел высоту в холке 220 см и весил более полутора тонн.
В России, из-за обилия пахотных угодий, сложилось собственное генеалогическое ответвление тяжеловозов. Формирование пород было начато на рубеже XIX и XX веков на базе местных упряжных лошадей и ввозимых из Бельгии арденов.
Характерная дисгармоничность европейской разновидности тяжеловозов под влиянием селекционной работы была устранена. Выведенный тип лошадей отличался крепким, красивым сложением, впечатляющим экстерьером.
Такой подход благотворно сказался на репутации будущей породы – она смогла завоевать не один приз на всемирных и международных выставках.
Резюме
Даже если не все знакомы с названием породы лошадей-тяжеловозов, с фотографиями верховых коней их спутать невозможно: сила и стать этих животных стали особенностями их экстерьера. Отсутствие грации эти лошади компенсируют той пользой, которую могут принести в хозяйстве. Сегодня тяжеловозы используются не так широко, как столетие назад, но и для них находится работа:
- заготовка леса в труднодоступных для техники районах;
- обработка земли;
- перевозка грузов;
- поездки на охоту;
- работа с группами на занятиях иппотерапии;
- улучшение генофонда местного поголовья лошадей.
Крупные тяжеловозы используются и как мясные породы.
Спрос на тяжелоупряжных лошадей остается. Селекционеры и заводчики продолжают работать с крупными животными. Такой конь становится незаменимым помощником для фермера. Сегодня из 250 пород лошадей, разводимых на государственных и частных конезаводах, 40 являются тяжеловозами.
Описание
Фото:
В зависимости от породной принадлежности, варьируются и характеристики тяжеловозов. Но есть и некоторые общие признаки. Все тяжеловозы – шаговые лошади, не ориентированные на скоростное передвижение.
Для них характерны следующие признаки:
- короткая мускулистая шея;
- спина средней длины с выраженным мышечным рисунком;
- сухие, крепкие ноги;
- широкий круп;
- средний вес в диапазоне 0,8-1 т;
- высота от 1,6 до 2,0 м.
Характерный для тяжеловозов аллюр – шаг. Тем не менее такой конь вполне может демонстрировать резвость на короткой дистанции.
Некоторые породы даже способны преодолевать препятствия в прыжке – таким навыком обладает ирландский тяжеловоз, довольно лёгкий, но сильный.
Першерон
Першероны — уроженцы Франции начала XIX столетия. Французам удалось скрестить местных упряжных лошадей с арабскими скакунами. Главная цель такого скрещивания — получение быстрого коня, способного транспортировать тяжёлые грузы.
Основные экстерьерные характеристики Першеронов:
- высота в холке — 1,75 м;
- масса — 0,8–0,9 т;
- голова — широкая с прямым профилем;
- шея — длинная;
- грудной отдел — широкий, в обхвате достигает 2 м;
- спина — удлинённая;
- конечности — сильные, с развитыми суставами, на передних конечностях отсутствуют щётки;
- грива — пышная, красивая;
- масть — серая, изредка вороная;
- характер — энергичный, добродушный, послушный, некапризный.
Достоинства:
- отличная адаптация к любым условиям проживания;
- крепкая иммунная система;
- способность выносить сильные нагрузки длительное время без отдыха;
- способность выпасаться на пастбище круглый год.
Недостатки отсутствуют.
Назначение
Важным отличием тяжеловозных пород лошадей является чётко прослеживаемое наследование черт предков. Кроме того, не утратили животные и своего назначения.
Как и столетия назад, сегодня такие кони успешно перевозят грузы там, где отсутствуют привычные современному горожанину подъездные пути. Их можно встретить запряжёнными в цыганскую кибитку или увидеть в поле, впряжёнными в плуг.
Остаются востребованы эти прекрасные животные и в сфере проката или при обучении верховой езде – за счёт малой скорости они подходят даже для начинающих.
А в сельском хозяйстве они незаменимы при выпасе скота и позволяют пастуху двигаться в одном ритме со стадом.
Использование
В прежние времена лошади тяжеловозы применялись для транспортировки тяжелых грузов и выполняли сельскохозяйственные работы, верно помогая крестьянам. И хотя в современном мире с техникой и мощным оборудованием надобность в могучих конях отпала, представители тяжелоупряжных пород все равно пользуются популярностью. «Тяжеловесами» гордятся родные страны, лошадей холят и лелеют, стараясь сохранить породные линии.
Сейчас животных используют в следующих целях:
- для перевозки грузов в сельской местности;
- для получения молочной и мясной продукции;
- в качестве артистов цирка и шоу;
- в туризме;
- лучших представителей применяют в племенных работах.
Каждая порода тяжелоупряжных лошадей обладает индивидуальными качествами и хороша по-своему. Несмотря на исполинские размеры, тяжеловозы — добродушные создания, главная цель которых — помогать хозяину, выполняя трудную работу. Поэтому сейчас главной задачей современных селекционеров считается сохранение тяжелоупряжных пород.
Породы лошадей-тяжеловозов
Тяжеловес среди лошадей скаковых пород выглядит излишне массивным. Однако, в окружении себе подобных или просто на выгуле он великолепен.
Сегодня известны десятки пород, тяжеловозные характеристики которых не нуждаются в подтверждении. Стоит рассмотреть наиболее популярные из них более подробно.
Брабансон
Бельгийские породы лошадей традиционно считаются родоначальниками всех современных тяжеловозов.
Эта тягловая сила используется в Европе со Средневековья. Фландрийский конь или брабансон – порода, выведенная в Бельгии, и сохраняющая свои характерные признаки на протяжении столетий.
Животные считаются долгожителями, обладают лёгким нравом, послушны, легко приспосабливаются к не самым комфортным условиям содержания.
Средний рост животного – 1,7 м, для него характерна рыжая или чало-гнедая масть, с оттенком красноты. Мощная мускулатура, переливающаяся под кожей, выглядит очень внушительно.
Шайр
Крупной даже среди тяжеловозов считается порода шайр, выведенная в Великобритании. Типичный рыцарский конь здесь столетиями выводился вовсе не для вспахивания земли.
Эту миссию шайрам доверили лишь в XVIII столетии, и с тех пор они считаются сельскохозяйственными животными.
Мощность телосложения, массивность корпуса, высокие силовые и скоростные показатели, характерные для породы, и сегодня не дают интересу к ней угаснуть.
Типичный современный шайр вырастает до 185 см в холке и может весить более 1200 кг.
Характерные для него окрасы включают всю палитру цветов: от гнедого до серого. Самые большие тяжелоупряжные лошади и сегодня успешно применяются английскими фермерами для перевозки грузов и объезда угодий.
Австралийский тяжеловоз
Одна из самых лёгких среди существующих пород лошадиных тяжеловесов. Её селекция объединила в себе множество кровей – достоверно известно об участии клейдесдалей, першеронов, шайров и суффолков.
Получившийся в результате конь приобрёл лёгкий нрав, компактные размеры, не слишком пышную гриву, хвост и шерсть на ногах.
Вырастают австралийские тяжеловозы выше 170 см, имеют массу 0,6-0,8 т. Окрас животного – равномерный или пятнистый, с преобладанием рыже-коричневой гаммы.
Владимирский тяжеловоз
Рассматривая российские породы лошадей, нельзя не отметить продукт селекции владимирских конезаводчиков. Полученная ими лошадь имеет масть от рыжей до вороной, высокий рост – от 165 см в холке, среднюю массу в 750 кг.
Плотное тело с выраженными мускулами подчёркивает силу и грациозность этого животного. В селекции владимирских тяжеловозов были задействованы клейдесдали и шайры, что привнесло в их окрас присутствие белых пятен, способствовало формированию обильного шёрстного покрова на ногах.
Отличительной чертой породы является высокая приспосабливаемость. Они способны жить и в табуне, и в условиях конезавода, контактны, легко привыкают к людям. По своим рысистым качествам, подвижности, скорости перемещения владимирский тяжеловоз опережает прочие породы.
Именно поэтому их считают одними из лучших кандидатов на улучшение генофонда, активно используют в качестве производителей.
Булонский
Популярная французская порода, когда-то развивавшаяся по двум направлениям, сегодня представлена лишь крупным подвидом, который, впрочем, не утрачивает своего изящества и привлекательности.
Булонские тяжеловесы невероятно изящны для своих габаритов, а вырастают они до 170 см при массе в 0,7-0,9 т. Выразительные глаза, пышная грива и богатая опушка ног, изящная линия лба делают породу уникальной именно по экстерьерным качествам.
Кроме того, во Франции её активно используют для участия в скачках в упряжи, благодаря способности переходить на рысь и хорошим беговым качествам.
Клейдесдаль
Клейдесдаль – это шотландский тяжеловес, легко справляющийся с демонстрацией ездовых и тягловых качеств на соревнованиях.
Лошади этой породы обладают мощным костяком, мускулисты и выносливы. Встречаются различные окрасы клейдесдалей – от вороного до гнедого, можно увидеть серых и рыжих коней.
Но эта порода может быть отнесена к разряду одной из самых прихотливых. Животные очень чувствительны к условиям содержания, требуют качественных кормов.
Першерон
Тяжеловес, отличающийся гармоничным телосложением и весьма внушительными габаритами, был выведен благодаря использованию в его селекции кровей арабских скакунов.
Першероны – настоящие рекордсмены по росту и весу, самые крупные особи достигают 2 м в холке и более. Скаковые гены делают этих лошадей довольно быстрыми и выносливыми, они легко преодолевают большие расстояния даже с грузом или под седлом.
Внешний облик першеронов также заслуживает внимания. Они обладают массивным мускулистым телом, атлетичными сухими конечностями, крупной головой с изящным рисунком профиля, длинной шеей.
Средний вес лошади составляет около 900 кг, большинство имеет рост в пределах 175 см, гигантские экземпляры нередки, но всё же считаются скорее отклонением от нормы. Шерсть на ногах у современных представителей породы практически отсутствует.
По своему характеру першероны достаточно приятны, легко поддаются обучению, обладают энергичным темпераментом.
Если направить их энергию в нужное русло, можно получить выносливого помощника в хозяйстве, способного передвигаться рысью даже с грузом более 1 т весом.
Высокий интеллект делает першеронов прекрасным выбором для участия в цирковых шоу по всему миру.
Суффолк
Английская порода лошадей, носящая название графства, где долгие годы велась её селекция, относится к представителям компактной линейки тяжеловозов.
Суффолки обладают компактными размерами, покладистым характером, привлекательной внешностью.
Для них характерно разнообразие окрасов – от лимонного и золотого до насыщенного каштанового, белые отметины есть в виде «звёзды» во лбу и аккуратных «носочков» на ногах.
Небольшие размеры делают суффолков идеальным выбором не только для выпаса скота, но и для иппотерапии, цирковой арены или занятий конным спортом.
Южно-германская тяжелоупряжная
Немецкий тяжеловоз отличается низким ростом и небольшим диапазоном мастей – гнедой, игреневой, бурой.
В крови южно-немецкой породы можно найти примесь генов клейдесдалей, голштинцев, австрийских норикенов. Первоначальное название породы – пинцгауэр, но сегодня чаще звучит именно современный вариант.
Животные отличаются красивым рисунком бега, сильными конечностями, компактным мускулистым телом и высоким уровнем подвижности. Используются эти баварские лошади преимущественно в сельском хозяйстве.
Советский тяжеловоз
Гармоничные по своему экстерьеру тяжеловозы с сильными ногами и плотным телом. Выделяют три типа – от облегчённого, обладающего сухим телосложением, до массивного.
Жеребцы вырастают до 168 см, чаще всего встречаются рыжая и бурая масти.
Порода не отличается прихотливостью, успешно содержится и на заводах, и в табунах, отличается превосходными силовыми показателями. Даже суровый сибирский климат им нипочём – лошадь прекрасно содержится и в условиях продолжительных холодов.
Цыганские тинкеры
Одна из самых молодых пород упряжных тяжеловозов – её признали только в 1996 году.
Цыганские тяжеловесы представлены преимущественно классом гранд джипси, вырастающим до 1,55 м и наращивающим вес до 700 кг.
Крепкие, мускулистые лошади имеют толстую шею с красивым изгибом, бороду, выраженные фризы на ногах, густую чёлку, гриву и хвост.
Для этих лошадей характерно X-образное положение задних ног, пегая масть, с выраженной тенденцией к ситцевости или окрасу тобиано. Хороший характер сделал тинкеров популярными в сфере обучения верховой езде.
Битюг
Воронежский, русский тяжеловоз – это все потомки типичных битюгов, ныне полностью исчезнувшей породы, когда-то созданной путём скрещивания местных лошадей с клейдесдалями и брабансонами.
Крепкие, массивные, они демонстрировали превосходную выносливость при перевозке грузов, выполнении сельхозработ.
Арденская лошадь
Эти непарнокопытные были известны ещё при Юлии Цезаре. В начале ХХ века их применяли при военных конфликтах, для транспортировки артиллерийских орудий и в кавалерии.
Позднее их способности пригодились в сельском хозяйстве, конном спорте. Также этих коней пускают на производство конины.
Особенности экстерьера:
- высота в холке — 1,6–1,62 м;
- масса — 0,7–1 т;
- голова — тяжёлая с широким низким лбом и немного выпуклым профилем;
- шея — отличается средней длиной;
- грудной отдел — характеризуется глубиной;
- спина — укороченная, с мускулистой поясницей;
- конечности — сильные, с крепкими суставами;
- грива — пышная;
- масть — рыжая, гнедая, вороно-серая, гнедо-чалая, с белыми пятнами в форме звезды;
- характер — покорный, неприхотливый, мягкий.
Достоинства:
- высокая производительность мясной продукции;
- работоспособность;
- живучесть;
- большая грузоподъёмность;
- непритязательность к кормам и мероприятиям по уходу.
Недостатки у породы не выявлены.
Новоалександровский тяжеловоз
Эта порода — дело рук украинских коневодов, занимавшихся усовершенствованием русских тяжеловозов. Утверждена в 1948 году. В ней смешаны гены Арденов, Брабансонов, Першеронов.
Описание экстерьера породы:
- высота в холке — 1,48–1,49 м;
- масса — 0,56–0,59 т;
- голова — облегчённая с удлинённой мордой и горбатым профилем;
- шея — укороченная, широкая, массивная;
- спина — массивная;
- конечности — недлинные, сильные, отличаются сухостью, правильно поставлены;
- хвост — пышный, волнистый;
- грива — кудрявая;
- масть — саврасая, вороная, чалая, бурая, с белыми пятнами на морде и конечностях;
- характер — уравновешенный, энергичный.
Достоинства:
- тяговая мощность;
- крепкая иммунная система;
- отличная плодовитость;
- отличные молочные показатели.
Недостаток — разборчивость в кормах.
Ирландский
Национальный ирландский тяжеловоз широко распространен во всей Великобритании. Неприхотливость коней позволяла владеть ими даже беднякам.
Кони ирландской породы умны, сообразительны, выполняют любые работы. Рост – 150-160 сантиметров. Крепкое гармоничное тело. Масти – гнедая, рыжая, серая. Использовались как верхово-упряжные кони.
Русский
Процесс создания породы длился довольно долго — с конца XIX по начало XX века при участии множества пород, в частности, бельгийского и французского происхождения. Название русских тяжеловозов прошло регистрацию в 1952 году.
Кони имеют следующие характеристики:
- высота в холке — 1,5–1,53 м;
- масса — 0,6–0,7 т;
- голова — лёгкая, с вытянутой сухой мордой, широким лбом;
- шея — широкая, короткая, массивная, мускулистая;
- грудной отдел — характеризуется глубиной, бочковидной формы;
- спина — удлинённая, мощная, с прямой поясницей;
- конечности — средние по высоте, плотные, упругие, устойчивые, с длинными щётками;
- хвост — мощный, густой, длинный;
- грива — отличается густотой ворса;
- масть — рыжая (основная), вороная, рыже-чалая, с белыми отметинами на голове и конечностях;
- характер — выдержанный, добрый, покладистый.
Узнайте, как правильно содержать лошадь в домашних условиях.
Достоинства:
- повышенная трудоспособность, подвижность, энергичность;
- непритязательность в содержании и корме;
- хорошая молочная производительность (из молока русских тяжеловесов делают редкие сорта сыра и кумыс);
- устойчивая нервная система.
Недостатки:
- дисгармоничное телосложение;
- мягкая спина.
Содержание
При содержании тяжеловозов важно обеспечить им достаточный простор и чистоту в помещении. При возведении конюшни каждой лошади отводят не менее 4–5 м2 площади.
Помещение выбирают отапливаемое, без сквозняков, хорошо освещённое и проветриваемое.
Режим кормления зависит от сезона, но, в среднем, корм задают 3–4 раза в день, обязателен водопой – в течение суток взрослое животное потребляет до 150 л жидкости.
Кормовая база разнообразна – от свежей зелени летом до сена, силоса и зерна зимой.
Разведение
Во время разведения тяжеловозов стоит обратить внимание на то, что даже один жеребец может покрыть потребности целой фермы.
Рождаемость у этих лошадей высокая, они приносят по жеребёнку регулярно, с 3 до 20 лет, в период беременности рекомендуется усиливать рацион. У крупных пород могут возникать проблемы с родоразрешением.
Как правильно воспитывать маленьких жеребят этой породы? После выжеребки рекомендуется выпускать малышей на пастбище на 5–7 день, первый корм — молоко матери — постепенно дополняется травой, к двум годам вводят плющеный овёс.
С 4 месяцев жеребёнок уже привыкает к регулярному уходу, его вычёсывают, приучают к ношению недоуздка, общению с человеком.
На конезаводах молодняк выращивают и тренируют группами, приучая его к разным видам аллюра с 7–8 месяцев, после перехода на отдельное содержание. К продаже кобылы и жеребцы готовы в двухлетнем возрасте.
Возможные болезни
Для тяжеловозов не выделяют особенного перечня характерных заболеваний. Обращать внимание следует в первую очередь на симптоматику.
Если лошадь закатывает глаза, тяжело дышит, падает, это могут быть признаки миоглобинурии, возникающей при резком увеличении нагрузки после длительного периода простоя.
Особенно часто наблюдается у тучных лошадей. В зависимости от симптоматики, вводятся подкожные инъекции инсулина, камфора, гидрокарбонат натрия внутривенно.
Ещё одно распространённое заболевание, связанное с плохим уходом – гниение стрелки копыта.
Если сочащийся гной виден невооружённым глазом, животное хромает, требуется хирургическое вмешательство, мазевые компрессы с антибиотиками.
Глистные инвазии у лошадей тоже не редкость. Если тяжеловоз демонстрирует потускнение шерсти, общую слабость, расстройство ЖКТ, стоит провести забор кала на анализ.
Лечение зависит от вида паразитов.
Рекордные показатели
Крупнейший конь по кличке Сэмпсон
Представители тяжеловозных пород лошадей прославились множеством рекордов, которые удалось зафиксировать восхищенным хозяевам и публике.
Несколько впечатляющих рекордных показателей:
- Самый высокий рост зафиксирован у мерина Сэмпсон породы шайр – 219 сантиметров. Вес Сэмпсона – 1524 килограмма. Конь родился в 1848 году, когда книга рекордов еще не велась. Эти показатели считаются рекордными, превзойти их пока не удалось.
- Книга Гиннеса рекордсменом зафиксировала другого представителя породы шайр – мерина Голиафа с ростом 193 сантиметра.
- Впечатляющий рост в 215 сантиметров имел першерон Марокко (вес 1285 килограммов) и брабансон Brooklyn Supreme – 195 сантиметров.
- Тяжеловесы прославились не только размерами, но и тягловой силой. Сохранились фото 1893 года, на которых пара коней породы шайр тянет повозку с лесом весом 42 тонны. Силачи провезли груженые сани по снегу на расстояние 500 метров.
- Тягловые способности тяжеловозов измерялись на выставках коней. Мерин Вулкан в Уэмбли создал тягу в 29 тонн, которую зафиксировал динамометр. Пара шайров в упряжи показала результат в 51 тонну.
Падение интереса к тяжеловозам отмечается из-за развития техники. Рекорды отмечались в 19- начале 20 века, когда обладание мощными лошадьми приносило выгоду, облегчало труд.
Фермеры гордились породистыми, сильными конями, конезаводчики искали славы, чтобы дороже продать молодняк с ферм.
Справка: кобылицы многих тяжеловозных пород в период лактации дают по 5-6 тысяч литров ценного кумыса, обладающего ценными свойствами.
Брабансон
Брабансоны – бельгийские лошади, которых считают самыми сильными тяжеловозами. Сегодня они – визитная карточка Бельгии. Брабансоны могут перевозить очень большие грузы на дальние расстояния. Их вес составляет 700-1000 кг. Порода получена скрещиванием арденов с фламандцами. Выглядят брабансоны мощно, но изящно.
Описание породы:
- Высота – 156-168 см. Это небольшой показатель. Но высокий рост у лошадей достигается за счет длины ног, а она для тяжеловесов неважна. Эти лошади везут, а не скачут.
- Масть. Жесткие стандарты отсутствуют, но преимущественно встречаются брабансоны светло-гнедой и рыжей масти, реже – серой и вороной.
- Экстерьер. Могучее тело с массивным костяком и широкой грудной клеткой. Обладают традиционным для тяжеловозов крупом – широким, округлым и раздвоенным. Спина и поясничная область короткие – основная мощь приходится на переднюю часть тела. Нет провислости спины, характерной для тежеловозов. Ноги крепкие, с объемными суставами и запястьями, копыта прикрыты щетками. Шея – мощная, короткая, профиль – закругленный. Голова кажется небольшой, лоб хорошо развит, на нем имеется небольшая горбинка.
- Использование. Выполнение тяжелых физических работ. Используют в качестве «трактора».