Цепи питания: кто что ест (окружающий мир, 3 класс)

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 115.

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 115.

В лесах обитает множество животных. Среди них есть травоядные и хищники, падальщики и всеядные. Летают бабочки и жуки, птицы и летучие мыши. В траве шуршат мыши и жабы. Неизбежно одни животные поедают других. Взаимосвязи групп организмов, возникающие в процессе питания, называются пищевыми цепочками. В статье разбираются различные цепи питания, характерные для леса.

Пищевые цепи

Пищевые цепи начинаются с организмов, способных самостоятельно создавать органические вещества, то есть с растений. Выделяется два типа цепочек в зависимости от вида органического вещества.

  • В первом типе начальное звено представлено живым растением, им питается травоядное животное, которого поедает хищник.
  • Во втором типе растение отмирает, его останками питаются насекомые, черви, в водоёмах моллюски, рыбы. Завершает цепь хищник.

Пищевые цепи не существуют отдельно друг от друга. Животное из одной цепочки может быть включено в другую цепочку. Так формируется сеть питания в лесу, которая обеспечивает устойчивость природной экосистемы.

В природе в конце пищевых цепочек находятся разнообразные падальщики, которые очищают лес от мёртвых животных. Это черви, насекомые, птицы, звери и другие. Некоторые хищники также могут питаться падалью (волк).

Задания для домашней работы

Изготовь модель цепи питания, о которой не говорилось в учебнике. В классе сравни её с моделями, которые сделали твои товарищи.

Изготовим модели цепочек питания, приведённые в ответе на вопросы раздела «Проверь себя»:

  • Капуста — Заяц — Волк.
  • Кедровый орех — Белка — Куница.

В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ о божьих коровках. Обрати внимание, чем они питаются. Как ты относишься к божьим коровкам? Что можешь сделать для их охраны?

Эти удивительные насекомые оказываются не только очень красивыми, но и полезными. Они защищают наши сады и огороды от прочих насекомых, ведь несмотря на размер это хищники. Они питаются тлей, мелкими насекомыми, которые высасывают соки из листьев растений. Тем самым эти насекомые помогают садоводам сохранить свои урожаи.

Мне очень нравятся божьи коровки, они красивые и для человека безобидные. Я думаю, что их нельзя уничтожать, а надо наоборот привлекать к садам и огородам различными способами. Я точно никогда не раздавлю божью коровку.

Смотри также:

  • Википедия о пищевых цепях
  • Тема учебника «Разнообразие животных»

Пищевые цепи в смешанных лесах

В смешанных лесах произрастают хвойные и лиственные породы деревьев: пихта, ель, сосна, вяз, берёза, осина, рябина, ольха. Распространены грызуны (мышь, землеройка, заяц), копытные (олень, косуля, лось, кабан), хищники (лиса, волк, ласка, филин). Здесь преобладает первый тип пищевых цепей.

Первым звеном цепи являются ягоды, плоды, злаки, листья, кора деревьев, молодые ветки кустарников. Второе звено — растительноядные и всеядные животные — копытные, птицы, насекомые. Последнее звено — хищник, причём цепь может продолжаться, если хищник мелкий. Его может съесть более крупное животное.

Составим пищевую цепочку, характерную для смешанных лесов.

Начало цепочки — дуб с желудями, следующее звено — белка, поедающая жёлуди. На неё, особенно на бельчат, охотится ласка, которая становится добычей филина или лисицы.


Рис. 1. Ласка.

Пушкин сделал!

  1. Проанализируй информацию о различных животных. К какой группе по особенностям питания вы их отнесете? Закрасьте кружок соответствующим цветом: зеленым – растительноядные; синим – насекомоядные; красным – хищные; желтым – всеядные.

Ласточка, еж и ящерица питаются насекомыми, значит они насекомоядные.

Сова, лиса, рысь питаются другими животными, их мы называем хищниками.

Ворона и кабан все едят, и растительную пищу и животную, они всеядные.

Лесная мышь, заяц и лось едят исключительно растительную пищу, они растительноядные.

2. Самостоятельно или с помощью атласа-определителя «От земли до неба» приведи примеры растительноядных и хищных животных. Напиши не менее трёх названий в каждом пункте.

Растительноядные животные (по другому их еще называют травоядные): слон, заяц, зебра, олень, лось, зубр, хомяк, кенгуру, лошадь, кролик, лось, коза, овца, антилопа, олень, буйвол, жираф, верблюд, осел.

Хищные животные (по другому их еще называют плотоядные): волк, гепард, лев, леопард, лисица, тигр, рысь, орел, ястреб, пума, пантера, гиена, шакал, медведь, домашняя кошка (да-да, любая домашняя кошка — это хищник) , барсук, куница, норка, росомаха

3. Дострой модель-аппликацию. Вырежи рисунки из Приложения и правильно их расположи. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя. После проверки наклей рисунки.

Расскажи по модели об этих цепях питания.

  1. Мышь питается орехами, а куница питается мышами.
  2. Слизни питаются капустой, а сами являются пищей для лягушек.
  3. Мышь питается зернами пшеницы, мышей поедают змеи, а змеи являются пищей для коршуна

4. Составь схемы цепей питания.

а) Впиши в нужном порядке: волк, дуб, кабан.

Кабан поедает желуди (плоды дуба), а волк охотится на волков.

Дуб->кабан->волк

б) Впиши в нужном порядке: сосна, дятел, жук-короед. Проведи стрелки.

Жук-короед поедает кору сосны, а дятел поедает жуков

Сосна->жук-короед->дятел

в) Приведи свой пример цепи питания.

комар-лягушка-цапля

трава-корова-человек

ель (семена) — белка — сова (или куница, ястреб)

5. Способы защиты у растений и животных очень разнообразны. Вот что нарисовал папа Серёжи и Нади. Выполни его задания.

Некоторые растения защищаются острыми шипами (1); жгучими волосками (2); горьким вкусом (3). Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами.

А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй самостоятельно объяснить, кто как защищается.

У пчел острое жало с ядовитым секретом.

Черепаха прячется под прочный панцирь.

Улитка тоже прячется в твердую ракушку.

Жаворонок имеет защитную окраску и прячется на земле среди высокой травы (например, колосьев пшеницы).

Бабочка тоже имеет защитную окраску, она не заметна на коре деревьев. А в случае опасности раскрывает крылья на которых нарисованы большие «глаза», которые отпугивают хищников. Это бабочка павлиний глаз.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Пищевые цепи хвойного леса

Для хвойного леса или тайги характерны разнообразные хвойные породы деревьев с небольшой примесью лиственных в подлеске. Животные тайги — бурундук, белка, заяц, лось, лесной северный олень, соболь, рысь, росомаха, медведь и другие. Здесь наблюдаются оба вида пищевых цепей.

  • Цепь первого вида начинается кедровыми орехами, вторым звеном выступает сибирский бурундук. На него нападает хищный соболь, но сам часто он попадает на обед росомахе.


Рис. 2. Сибирский бурундук.

  • В начале цепи второго вида погибшее дерево. В древесину жук-усач откладывает яйца, где вылупляются личинки и перерабатывают мёртвое органическое вещество. Весной и летом личинки находит и добывает большой пёстрый дятел. Таёжный охотник ястреб-тетеревятник не откажется полакомиться дятлом.

Жук-усач питается пыльцой цветов, поэтому является хорошим опылителем. На жуков охотятся насекомоядные птицы.


Рис. 3. Жук-усач.

Кратко описать цепи питания в лесу, привести примеры животных, составляющих цепи, можно на уроке по окружающему миру в 3 классе в виде доклада.

Роли организмов в сообществе

Белка — растительноядная. Она собирает все виды грибов и накалывает их на ветки деревьев, чтобы подсыхали. Чтобы уберечься от зимней бескормицы, делает запасы в дупле: орехи и желуди.

Осенью барсук начинает готовиться к зимней спячке, — отъедается, набивая внутрь все, что попадется. Барсук — всеядный, он поглощает лесные ягоды и плоды, жуков и слизней. Ящерицы, лягушки и мыши тоже служат для него едой.

Лиса — хищник, живет в лесу и ест то, что поймает. Она охотится на мышей, иногда куропаток. Бегает за зайцами. Зимой подходит близко к людским поселениям и нападает на домашнюю птицу.

Описанные 3 цепи питания животных являются наиболее простыми.

Биология и медицина

Биогеоценоз: цепи питания (трофические)

В водоеме одноклеточные планктонные водоросли поедаются ветвистоусыми рачками ( животные фильтраторы ). Их, в свою очередь, потребляют хищные личинки комаров. Этими личинками питаются рыбы (плотва), которые становятся добычей щуки.

Такая последовательность питающихся друг другом организмов называется пищевой, или трофической, цепью. Составляющие эту цепь организмы относятся к разным трофическим уровням. Первый трофический уровень — продуценты ; второй — консументы.

или потребители, первого порядка (травоядные животные, а в нашем примере — ветвистоусые рачки); третий — потребители второго порядка (первичные хищники); ими питаются вторичные хищники — потребители третьего порядка и т.д.

На суше пищевые цепи состоят обычно из 3-5 звеньев, например: растения — овца — человек; растения — насекомые — ящерицы — хищные птицы; растения — кузнечики — лягушки — змеи — орел.

Приведенные примеры пищевых цепей называют пастбищными. так как пищей в них служит живая органика. Пищевые цепи потребителей мертвой органики называют детритными. Они начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных и идут к мелким животным и микроорганизмам, которые ими питаются.

Кто что ест: цепи питания

Все животные, так или иначе, связаны друг с другом в цепи питания: кто-то ест растения, а кто-то – других животных.

Поскольку растения являются основной пищей травоядных животных, то они занимают первое место в цепи питания.

Только растения способны синтезировать питательные вещества из воды и углекислого газа под воздействием солнца. Таким образом, они являются прекрасным источником пищи для многих видов животных.

Рис. 3. Растения – ценный источник пищи.

Второе место отведено растительноядным животным.

Третье место занимают хищные представители животного мира.

Пример цепи питания: зерно – мышь – лиса.

На первый взгляд может показаться, что жизнь на Земле была бы куда приятнее, если бы не было насекомых, змей, лягушек. Но все они являются важными звеньями в цепи питания. Не будь их на планете, нарушилось бы столь хрупкое экологическое равновесие: больные животные распространяли бы инфекции, заражая других животных и людей, не опылялись бы растения и терялись урожаи. Абсолютно все животные на Земле имеют большую ценность!

Для кого ответы к уроку окружающий мир 3 класс 1 часть?

Многие родители негодуют по поводу этих рабочих тетрадей, потому как знаний они не прибавляют, а времени отнимают очень много, ведь задания заставляют, как правило, искать и систематизировать информацию из жизни, книг и интернета, и зачастую это ложится на плечи родителей, а не детей. Причины просты: ребенка еще не научили искать и систематизировать, да и не готов он еще в своем возрасте делать это так, как качественно, как требуют, порой, в школе. Много примеров из жизни, когда родители хотели привить ребенку самостоятельность и третьеклассник сам готовил презентации и доклады, но за них учитель ставил в школе неудовлетворительные оценки. Вот и приходится родителям трудиться над уроками своего чада. Учеба превращается в конкурс «кто из родителей умнее и терпеливее». Так что ответы к тетради именно для вас, родители. Мы понимаем, как тяжко обучать ребенка, когда учителя сваливают все на ваши плечи. Постараемся помочь. В любом случае ГДЗ поможет вам в выполнении домашнего задания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]